•организуется как занимательное и интересное детям дело, учитываются желания детей при реализации мероприятия
•проводится в виде целостной образовательной ситуации (тематического события, проектной деятельности, творческой деятельности, исследовательской деятельности, комплекса проблемно-обучающих ситуаций) на основе интеграции содержания разных образовательных областей и обеспечивает реализацию потребности детей в общении со взрослыми (с 3-4 лет), потребности высокой активности (с 4-5 лет), потребности в самоутверждении и признании со стороны взрослых (5-7 лет).
•педагогом применяется комплекс методов, включающий традиционные методы (словесные, наглядные, практические), и методы, в основу которых положен характер познавательной деятельности детей, включая исследовательский метод и (или) метод проектов в соответствии с возрастным этапом развития детей и личностно-индивидуальных качествами ребенка.
•в мероприятии есть:
− ситуации исследования объектов (у детей есть возможность задавать познавательные вопросы, организуется детское экспериментирование, применяются наглядные пособия для фиксации и обработки информации, поддерживается детская любознательность по отношению к объектам родной страны)
− ситуации, в которых поощряется выбор детьми дела и партнеров, которые способствуют проявлению у детей умения договариваться и дружить
− ситуации, в которых дети приобретают опыт дружеского общения, совместной деятельности, умений командной работы, где дети совместно ищут верное решение проблемы и (или) применяют свои знания и умения, имеющийся опыт для самостоятельного решения задач в различных видах деятельности.
ситуации, когда педагог определяет для детей все более сложные задачи, поддерживает желание преодолевать трудности и поощряет ребенка за стремление к таким действиям, нацеливает на поиск новых, творческих решений возникших затруднений
− ситуации получения детьми опыта распознавания собственных эмоций и эмпатийного поведения для воспитания чувствительности и внимательности к затруднениям и переживаниям окружающих (когда дети присоединяются к эмоциям другого человека и могут проявить содействие и сопереживание)
− речевые ситуации для развития диалогической речи детей: педагог задает открытые вопросы и предлагает детям задавать вопросы, внимательно выслушивает высказывания детей и дает позитивную обратную связь.
•развивающая предметно-пространственная среда организована с учетом возраста, уровня развития, возможностей и потребностей детей, содержания занятия, особенностей детской деятельности, безопасна, сбалансирована и эстетически привлекательна
•мероприятие проходит в искренней и дружелюбной атмосфере.
•когда дети:
− на протяжении всего мероприятия сохраняют внимание и интерес, проявляют любознательность, активно задают познавательные вопросы педагогу и сверстникам, предлагают пути решения проблем.
− включаются в диалог со взрослыми и сверстниками, используют формулы речевого этикета в соответствии с ситуацией общения.
•когда педагог:
− организует (преобразовывает) пространственные зоны для совместной деятельности и различных вариантов коммуникации детей.
− применяет сочетание типовых и авторских средств обучения и воспитания для достижения цели занятия
− использует самостоятельно разработанные материалы для всех используемых на занятии видов детской игры (ролевой, режиссёрской, игры с правилами, конструирования, экспериментирования и пр.).
− поддерживает соответствующую возрастным возможностям детей скорость работы, соблюдает плавность взаимодействия с детьми.
при необходимости гибко вводит ограничения, обеспечивающие продуктивное взаимодействие между детьми
− выстраивает коммуникацию с детьми с учетом норм педагогической этики, своим поведением показывает образец нравственных чувств и эмоциональной устойчивости
− обращается к детям по имени (полное имя), есть заслуженные комплименты детям, приглашение их к совместной деятельности, актуальной для взрослого и ребенка
− есть проявление доверия к детям, включение в общение всех детей, позиция взрослого - «рядом с детьми», создает ситуации взаимодействия, в которых повышается уверенность ребенка в себе и своих силах.
− поддерживает интерес детей друг к другу и общему делу, развивает способность понимать и учитывать интересы и чувства других.
− обеспечивает соблюдение моральных норм в общении детей друг с другом, своим примером показывает конструктивные способы разрешения возникающих конфликтов, поддерживает достоинство каждого ребенка
− мотивирует детей поддерживать беседу (разговор), предлагает сообщать о своих впечатлениях, желаниях
− логично и понятно для детей формулирует инструкции и задания на протяжении всего занятия
− внимательно наблюдает за процессом самостоятельной деятельности детей, в случае необходимости оказывает детям дозированную помощь, в том числе применяет наводящие вопросы и аналогии
− помогает детям искать разные варианты решения одной задачи, поощряет активность детей в поиске, а также акцентирует внимание детей на качестве результата деятельности, одобряет и хвалит за результат, вызывает у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных, инициативных действий.
− дает объяснения поступков ребенка, а также других детей, в том числе на примере героев художественных произведений
может быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку, не торопится с выводами о поведении и способностях детей, сдерживает свои чувства, не теряет самообладание
− для создания и развития положительного эмоционального контакта применяет доступный детям юмор, выразительные средства, в том числе примеры из литературы, музыкальных произведений и др.
− своевременно вносит изменения в ход занятия и эффективно регулирует применение методов, приемов и форм работы в соответствии с изменяющимися условиями на занятии для достижения планируемого результата
− на заключительном этапе занятия организует подведение итогов с фокусом на ключевых вопросах темы, комплексно предоставляет детям обратную связь поддерживающего, развивающего и корректирующего типа
− оптимально сочетает вербальные (слова) и невербальные средства коммуникации (мимика, жесты, позы, интонации)
− понимает собственное психофизиологическое состояние и корректирует его в соответствии с изменяющимися условиями.
• Речь педагога:
− понятна, соответствует системе русского языка, его законам и нормам (орфоэпическим, лексическим, грамматическим), обеспечивает взаимопонимание в процессе взаимодействия с детьми
− используются речевые формулы (приветствие, просьба, прощание, благодарность, похвала и др.), речь богата, используются разные языковые единицы (синонимы, фразеологизмы и др.).
− в речи не использует слова, запрет которых обусловлен историческими, социально-политическими, культурными, этическими факторами
− отсутствуют междометия и элементы, не несущие смысловой нагрузки
− речь эмоционально насыщена, отражает эмоциональную стабильность и равное отношение ко всем детям
− слова употребляются в точном соответствии с их значением.
− в речи педагога отражаются его чувства, мысли, присутствует собственная позиция, собственный стиль.
РЕФЛЕКСИЯ ПОСЛЕ МЕРОПРИЯТИЯ:
• Цель и содержание занятия (занимательного дела):
− определена в соответствии с федеральной образовательной программой дошкольного образования.
− достижима и отражает комплексный подход к решению образовательных задач.
− формулировка цели составлена системно, полно, четко, ясно, соответствует нормам русского языка.
− содержание материала занятия ориентировано на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины.
• Важно при самоанализе мероприятия, когда педагог:
− размышляет над эффективностью занятия, дает оценку различным характеристикам занятия (структура, методы, формы и др.) в соответствии с целью, при формулировании умозаключений отделяет главное от второстепенного, делает точные обобщения, основанные на научной аргументации и сопоставлении с успешными верифицированными педагогическими практиками
− грамотно строит оценочные суждения, ёмко формулирует выводы об эффективности использованных на занятии идей и педагогических решений, обозначает перспективу развития деятельности детей за пределами занятия
− анализирует характер педагогических решений профессиональных задач, выполняет самооценку деятельности и оценку деятельности детей в соответствии с планируемыми результатами занятия, делает лаконичный и емкий вывод о степени достижения планируемых результатов обучения на занятии.
− освещает место и значение применения на занятии нестандартных педагогических приемов и самостоятельно созданных средств обучения и воспитания, аргументирует эффективность применения нестандартных педагогических приемов и самостоятельно созданных средств обучения и воспитания для достижения результата
− делает вывод о целесообразности и эффективности форм организации сотрудничества и диалога на занятии, анализирует личностную сторону педагогического взаимодействия, делает вывод об эффективности приемов поддержания общего эмоционального поля и позитивной атмосферы занятия.
Составлено ГОУДПО «Коми республиканский институт развития образования» на основе «Критериев оценивания конкурсных испытаний заключительного этапа Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России» 2024 года (методические рекомендации)», стр. 10-22 (на основе характеристики Продвинутого уровня проведения мероприятия по разным критериям)